Цветным методом
Результаты контроля КЦ методом зависят от правильности выполнения каждой технологической операции. Но наиболее важной операцией, от качества выполнения которой в наибольшей степени зависит достоверность контроля, является предварительная очистка поверхности. При контроле деталей КЦ методом допускают в основном следующие ошибки:
— нс полностью удаляют лакокрасочные покрытия и поверхностные загрязнения; нередко для неопытного дефектоскописта поверхность промытой детали кажется чистой, но на самом деле деталь может иметь следы грунтовки, краски, тонкие пленки лака, клея, смолистых отложений; при нанесении проникающей жидкости эти вещества окрашиваются в красный цвет, а после нанесения проявляющей краски они образуют рисунки ложных дефектов или создают окрашенный фон, маскирующий рисунок действительных дефектов;
— после удаления лакокрасочного покрытия смывками не промывают детали растворителем марки 645, а затем ацетоном; при этом полости дефектов остаются заполненными малолетучими веществами (формальгликолем, толуолом, нафталином, парафином и др.), которые препятствуют выявлению дефектов КЦ методом;
— после удаления лакокрасочного покрытия смывкой АФТ-1 детали вместо растворителя марки 645 и ацетона промывают бензином Б-70; бензин, смешиваясь с остатками смывки в полостях дефектов, вызывает коагуляцию и выпадание коллоксилина — компонента смывки АФТ-1; полости дефектов загрязняются образовавшимися продуктами;
— детали от загрязнений и лакокрасочных покрытий необоснованно очищают шлифовальной шкуркой вместо рекомендуемых растворителей; как отмечалось ранее (см. § 3.5), при такой очистке полости дефектов заполняются металлической и абразивной пылью, частицами загрязнений, снимаемых с поверхности детали; при очистке деталей из материалов с твердостью менее 40 HRC полости Дефектов перекрываются тонким слоем деформированного материала; поэтому после очистки шкуркой дефекты могут быть не обнаружены;
— для обезжиривания применяют растворители марок 645, 646, 647, Р-4, Р-5 и другие без последующей промывки ацетоном и выдержки на воздухе в течение 15—20 мин; это приводит к заполнению полостей трещин малолетучими веществами — компонентами растворителей, которые препятствуют проникновению в трещины красной проникающей жидкости и снижают чувствительность контроля;
— красную проникающую жидкость наносят в один слой; при этом полости дефектов не полностью заполняются ею; после нанесения проявляющей краски контакт между нею и жидкостью возникает не сразу, что снижает скорость проявления дефектов; насыщенность окраски индикаторного рисунка уменьшается;
— для удаления с поверхности деталей красной проникающей жидкости ошибочно используют чистый керосин, бензин, ацетон или смывки вместо рекомендуемой жидкости МКС; при такой обработке детали красная проникающая жидкость удаляется из полостей дефектов;
— красную проникающую жидкость удаляют с поверхности деталей не жидкостью МКС, а резинками; при этом полости дефектов перекрываются мелкой резиновой и абразивной пылью; кроме того, на поверхности детали остаются следы засохшей неудаленной проникающей жидкости, которые создают индикаторные рисунки ложных дефектов и окрашенный фон;
— не перемешивают белую проявляющую краску перед нанесением ее на детали или при переливании из емкостей, в которых она хранится; за время хранения пигмент краски оседает, краска становится прозрачной, не образует белого фона на детали;
— белую проявляющую краску наносят кистью многократно в несколько слоев; рисунок выявляющихся дефектов при этом смазывается или исчезает совсем;
— детали с целью обнаружения дефектов осматривают сразу же после нанесения белой проявляющей краски, когда процесс проявления мелких и узких трещин находится в начальной стадии; только грубые дефекты проявляются сразу после нанесения краски; осматривать лопатки турбины и компрессора и некоторые другие детали с целью выявления дефектов следует не менее чем через 1 ч после нанесения краски;
— неправильно проверяют или вообще не проверяют качество дефектоскопических материалов на контрольных образцах; вследствие этого контроль деталей может выполняться некондиционными материалами.